О Турции с любовью: Руками трогать

пятница, 15 мая 2015 г.

Руками трогать

Сиедра - Syedra

Давно я собиралась написать о моем посещении руин древнего города Сиедры (Syedra), находящегося совсем близко от Аланьи – в нескольких километрах восточнее района Махмутлар.  Если кто-то из читателей хорошо знаком с Аланьей, уточню – это на горе над отелем Утопия Уорлд (Utopia World). 

Мне показали развалины Сиедры весной 2008 года, и с тех пор я рассказываю знакомым о том, что туда обязательно следует съездить, будучи в Аланье на отдыхе.





Поворот на Сиедру - километрах в 5-ти от Махмутлара
на шоссе Аланья - Мерсин.

И вот вдруг недавно я обнаружила в одной из старых записных книжечек длинную запись, связанную с посещением Сиедры.
Когда именно я сделала эту запись, теперь понять сложно. Явно через несколько лет после посещения древнего города, но еще до того, как начала вести блог о Турции. И передачу с Наталией Басовской, упоминаемой в записи, я совсем не помню. Но спасибо ей за возрождение чувств и впечатлений.


«Видела кусочек передачи с Наталией Басовской, историком. И она напомнила мне о моих же ощущениях, которые я испытала на развалинах города Сиедры. Наталья описывала ни с чем не сравнимое чувство, возникающее, когда в твоих руках находится артефакт, когда ты дотрагиваешься до предмета - фрагмента горшка, кувшина, миски, короче, утвари, -  созданного тысячу и более лет назад.

Древняя Сиедра - город-порт, когда-то спускался к самому побережью

Мне удалось испытать это чувство при посещении Сиедры. Это большой город, взбирающийся вверх по склону 400-метровой горы. Я была там в марте, было совсем безлюдно. (В это время и в самой Аланье безлюдно!). И вообще, посещение этого города не входит ни в одну из экскурсионных программ. Но все же по территории древнего города протоптаны тропинки, такие узкие, что колючие кусты по обеим сторонам от них цепляются за любой предмет одежды. И вот эти самые узкие тропки усыпаны осколками, кусочками, фрагментами керамической утвари времен, когда город был обитаем. Приходится ступать прямо по ним… Я подняла один из таких осколков, небольшой, 3х5 см, с элементом ручки. Видимо, это был фрагмент кувшина. И неописуемый восторг, и недоумение, и очарование охватили меня…

Чьи-то руки так же касались этой ручки минимум полторы тыщи лет назад! На меня нахлынули мысли о той молодой женщине, что сжимала эту ручку тогда еще целого кувшина. Какими ежедневными заботами она жила? Что ее волновало? Чем жила? Как ей жилось?


Территория этого древнего города не охраняется. Под ногами каждого, кто всё же добирается сюда, несметное богатство. У Турецкой республики не хватает средств собрать, исследовать и описать каждый осколок древности – уж очень много следов античности на ее современной территории!

Правда, через 15 минут после нашего приезда показался, видимо, смотритель и единственный служитель этого историко-архитектурного объекта. Он подъехал на мотороллере и следил издали за нами, не нарушая нашего общения с историей.
И все же я не удержалась и прихватила с собой тот самый осколок кувшина – уж очень он мне стал дорог. Это было единственное материальное доказательство связи с той женщиной, что жила здесь когда-то и чью энергию я явственно почувствовала, обхватив осколок ручки кувшина».

В руке - один из местных осколков-проводников в прошлое
Вот каких ощущений лишает всех нас хорошо знакомая с детства табличка «Руками не трогать». А мы тянемся руками к своим прошлым жизням, заключенным в выставленных музейных экспонатах, от которых нас отделяет только горизонтальная цепочка и суровый окрик смотрительницы-пенсионерки…

Сколько рук и времени потребовалось для того, чтобы вырубить эту глыбу?
Здесь и колючки, что не дают свободного прохода по тропкам. 


***
Город Сиедра – это греческий город-порт, жизнь в котором остановилась в XIII веке. (По другим сведениям – в шестом веке вследствие землетрясения.) Город взбирается по склонам горы, часть его смотрит на Средиземное море, а часть – на внутреннюю территорию страны. На вершине горы – акрополь, храмовые сооружения. 







Мы, вслед за городом, взбираемся всё выше

Ровно лежат многотонные колонны белого мрамора (или светлого гранита?), как недвижные тени, отбрасываемые ими же столетия тому назад. Они так не похожи на материал, из которого выстроен сам город, желто-коричневый песчаник. Всякий раз изумляюсь, как же их подняли на высоту горы - 400 метров над уровнем моря!

Фрагмент кладки

Под древними сводами
На территории современной Турции несчетное количество таких городов, и более значимых, и еще менее посещаемых. У турецкого государства нет возможности следить за сохранностью всех «объектов археологического наследия».  И Сиедра – это только малюсенькая часть его. Через месяц после посещения этого города я совершила поездку еще восточнее – всего-то на 150 км, в район города Силифке (Силивкия). То, что я увидела там, буквально взорвало мой мозг, жадный до исторических впечатлений. Мы ехали на автобусе, а мимо нас с обеих сторон проносились стены, кладки, мосты, крепости, склепы, гробницы, усыпальницы, колоннады – всего и не перечислишь. И не хватает времени остановиться у каждого такого артефакта – тогда уж проще идти на восток пешком!


В некоторых Интернет-источниках указано, что на территории города как минимум три цистерны - хранилища воды. Одно из них оштукатурено. Может, это оно и есть?









Город хоть и покинут, но всё же обитаем до сих пор!
Довольно шустрая черепашка прокладывает свой путь по черепкам древности
Мне хотелось бы еще раз для всех подчеркнуть необъятные возможности, которые предоставляет каждый приезд в Турцию на отдых, каждое путешествие по территории Малой Азии. Открывайте и Вы для себя малоизвестные памятники древности и делитесь с нами.  

2 комментария:

  1. Да, очень жаль, что не очень следят за памятниками,такое наследие великое досталось Турции и порой оно совсем не охраняется и не поддерживается должным образом. В Кападокии нам тоже об этом говорили, что бывает даже в какой-нибудь старинной церкви и сарай устроят хозяева участка, на котором она стоит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, Вы умеете читать в моем компьютере те части статьи, которые я воздержалась опубликовать, чтобы не удлинять пост?)) Вот продолжение статьи и ответ на Ваш комментарий:
      "Мы привыкли, что если древность и наследие – то за загородкой, под охраной смотрителя и государства. Но невозможно объять необъятное – это о количестве исторического наследия в Турции. И как за всем усмотреть турецкому государству и экономике страны, когда Франция не может следить и поддерживать в достойном состоянии свои замки и вынуждена идти на такой шаг, как продажа достояния страны арабским шейхам – они своими деньгами хотя бы сохранят французское наследие для будущих поколений."

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Flag Counter